Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  1.Наименование  опыта.

Я работаю учителем начальных классов в обыкновенной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик и пройденные курсы ИКТ привели  меня к новым компьютерным технологиям. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила  меня.

 

 

2.Условия возникновения опыта.

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.

     Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.

Сегодняшнее поколение называют цифровым и, действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

 3.Актуальность и перспектива

Современное информационное общество движется по пути развития

творческого мышления человека. Творческий человек может успешно

адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам,

находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен

к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание

творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую

актуальность и является одной их главных целей системы образования.

В основе методики развивающего обучения лежит научное утверждение Л.С.Выготского, что «...обучение может идти не вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования».

Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

призван обеспечить выполнение следующей основной цели:

*    развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

 

В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»

 

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Комплект учебников УМК «Планета знаний»  даёт возможность учителю творчески подходить к организации методов и приёмов развивающего обучения младших школьников

  4.Ведущая педагогическая идея.

 

Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю.

Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:

*    повышению учебной  мотивации;

*    повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;

*    обеспечению дифференциации обучения;

*    повышение объёма выполняемой на уроке работы ; 

*    развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

*    рационализации организации учебного процесса,

*    повышению эффективности урока;

*    повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;

*    формированию информационно-коммуникативной компетенции.

 

Уроки с применением ИКТ обладают большой вариативностью, различаются по типу, структуре, длительности учебного занятия.

 

  Особенности организации таких уроков следующие:

*    учебный материал дробится на небольшие порции;

*    учебный процесс строится из последовательных шагов, содержащих порцию знаний;

*    каждый шаг завершается контрольным вопросом или заданием;

*    новую порцию учебного материала учащихся получает при правильном выполнении контрольных заданий и выполняет следующий шаг обучения;

*    при неправильном ответе учащийся получает помощь компьютера и дополнительные разъяснения учителя;

 

*    каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

*    результаты выполнения контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и учителю (внешняя обратная связь).

 

   5.Теоретическая база опыта.

 

Определение понятия «информационно- коммуникационные технологии»

Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.

    Существует другой взгляд на информационные технологии. Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков».

    Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. Ориентированный на усреднённого индивида подход сменяется индивидуальным психологическим подходом к обучаемому.

 

    Словари коммуникацию определяют как процесс общения, линию связи, пути сообщения, следовательно, коммуникационные технологии – это технологии общения, связи, то есть совокупность методов, устройств и механизмов обработки информации, используемых обществом для обмена информацией.

 


    Понятием обобщающим «информационные технологии» и «коммуникационные технологии» является термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ), который описывает различные устройства и механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. На сегодняшний день самым важным современным устройством ИКТ является компьютер, который снабжён необходимым программным обеспечением, а также средства коммуникаций вместе с размещённой на ней информацией.

    Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том,  что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение.

 

 

 6.Технология опыта.

 

В своей работе использую информационные технологии в трех направлениях:     

*    демонстрация слайдов (использование презентаций);

*    создание тестов (используя тестовую оболочку);

*    работа над проектами.

 

Работая в первом направлении, пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках  начальной школы

( Приложение 1).

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Использование таких презентаций дает хороший результат.

Второе направление работы - использование компьютерных тестов (Приложение 2).

 Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность. Использование компьютерного тестирования

повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную

деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов.

Третье направление работы – использование проектных форм

 (Приложение 3).

Даже младший школьник выполняет простой  по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.

 Применение метода проектов в процессе преподавания школьного курса  дает возможность:

*    превратить абстрактную математику (такой ее видят большинство учеников) в интересную и значимую, что содействует развитию творческих способностей личности;

*    активизировать учебно-познавательную деятельность учеников;

*    обеспечить связь теоретического материала с его практическим применением;

*    формировать ключевые жизненные компетентности: умение учиться, общекультурную, гражданскую, предпринимательскую, социальную, информационно- коммуникативную и компетенцию сохранение здоровья;

*    значительно повысить результативность изучения конкретной темы.

 

Использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе позволяет моделировать содержание разнообразных учебных проблем с самими учащимися. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребенок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая учебно-познавательная деятельность. В данном случае учитель выполняет роль  тьютора.

            Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

 

                  

        Преимущество     уроков   с   использованием  ИКТ  перед   другими формами  уроков  состоит  в  том,  что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности.  Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках  у  нас  есть   идеальная  возможность  осуществить  разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты.

Результаты уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.

       

7.Новизна опыта.

 

      Монитор компьютера  (экран) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:

*    классическое  объяснение  нового материала сочетается  с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;

*    электронные задания для индивидуальной работы можно успешно  использовать на этапе закрепления изученного материала;

*    электронные материалы можно использовать при проведении контроля  усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.

С применением ИКТ строятся особые отношения учителя, родителей и детей. Меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

     Однако забывать про обучающую роль учебника на уроке не следует. Надо стараться грамотно сочетать использование ИКТ и учебника, которые должны дополнять друг друга. Сочетание учебника и ИКТ должно быть гармонично.

 При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.

 

 

8.Результативность опыта.

 

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию

В начальной школе мы используем ИКТ на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

*    повышает качество знаний

*    продвигает ребенка в общем развитии

*    помогает преодолеть трудности

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz