«Моя педагогическая философия»
Передо
мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда
труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе
ответ. Для чего я живу? Что мне дорого, важно, без чего я не могу обойтись?
Каждый
человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в
сущности,– философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия – одна из самых
ответственных.
Моя
педагогическая философия очень проста. Многое в ней не высказать словами, нужно
почувствовать сердцем. Для того чтобы
рассуждать о своей педагогической деятельности, мне пришлось вспомнить своё детство.
В
детстве я любила играть в « учителя»: у меня был свой « класс», дети «игрушки»,
дверь служила мне доской. И вот уже более 22 лет я работаю в школе, которая
стала мне «вторым» домом. Работа учителя в наше время одновременно и сложная, и
творческая, а потому очень интересная.
Большую
роль в формировании моего мировоззрения сыграли и мои учителя. В памяти моей
всегда останется образ моей классной руководительницы - Волковой Татьяны Емельяновны, учителя
русского языка и литературы. Это она научила нас открывать добро и красоту,
быть честным и неравнодушным к проблемам окружающих. В этом и заключается
великая сила личного примера, яркого и
убедительного. А ещё примером для меня служила моя мама. Именно она была мне
другом и советчиком и ярким образом для подражания. Её кипучая энергия и жизнь и мне в настоящее
время помогают преодолевать трудности - вселяют уверенность, что и я смогу, и,
видя результат своей работы, я неоднократно в этом убеждаюсь, потому что
организаторские способности, чувство солидарности с учащимися, которые были для
меня примером в моей семье, сегодня ежедневно воплощаются мною в жизни вместе с
моими помощниками-учениками. Меня часто посещают мысли о том, что работать с
детьми – это огромное счастье.
Имея
за плечами довольно большой педагогический опыт, понимаю, что от личностных
качеств и от моего отношения, как
учителя, к каждому конкретному ученику зависит развитие их учебных и творческих
способностей. Ведь каждый из них подобен бутону цветка, и от моей кропотливой
работы зависит, в какой цветок превратится этот бутон – в великолепную розу или
в невзрачный цветок крапивы. Каждый ребёнок уникален и неповторим. Иногда за
внешней неприметностью скрывается огромное разнообразие задатков и
возможностей, которыми он обладает. Задача учителя заключается в том, чтобы
разглядеть эти способности и возможности. Каждый учащийся – это целый мир, в
котором разобраться не просто, но возможно. Постоянное и тесное сотрудничество
– только тогда работа современного учителя будет плодотворной и результативной.
Ведь
ещё Ральф Уолдо Эмерсон сказал: «Секрет успеха учителя лежит в уважении к
ученику».
Если
ты учитель только по должности, результата от такой деятельности будет мало. А
если это призвание, тогда и результат будет другой. В своей работе я стараюсь
быть генератором идей, непосредственным участником, теоретиком, способным
анализировать педагогические процессы, явления и делать выводы. Учитель –
путеводитель по стране под названием «Профессионализм», человек не
безразличный. Отсюда и суть моей работы – поиск, организация, помощь, контроль,
анализ и опять поиск.
Получив
высшее педагогическое образование и проработав в начальной школе 11 лет, считаю
себя опытным и знающим специалистом. Но ведь жизнь не стоит на месте, поэтому
сама постоянно учусь. Учусь для того, чтобы заинтересовать и научить других.
В своей работе использую современные формы и
методы ведения уроков. Стараюсь заинтриговать и учеников, и коллег, применяя
инновационные технологии в своей работе. И это получается! Особое внимание
уделяю использованию ИКТ. Также стараюсь активно использовать на своих уроках
готовые электронные ресурсы: учебные презентации, флэш-анимации, созданные
коллегами из других образовательных учреждений различных регионов РФ, которые
систематически черпаю для себя на интернет портале «Сеть творческих учителей».
В работе с наиболее слабыми учащимися отдаю предпочтение репродуктивным методам
обучения. Таким учащимся предлагаю выполнять различные виды самостоятельной
деятельности, опираясь на дополнительные источники информации (рабочие тетради,
учебники, справочные пособия, электронные материалы и различные ЦОР). Задания
для таких учащихся построены с учетом аналогичных примеров, разбиравшихся на
уроках при изучении той или другой темы. Выполняя самостоятельную работу,
слабые учащиеся опираются на образцы аналогичных заданий, ранее разбиравшихся
на уроках, и самостоятельно, без чьей либо помощи или списывания, пытаются
выполнять предложенную работу. Это позволяет им себя чувствовать полноценными
участниками учебного процесса и показывать неплохие результаты своей
самостоятельной деятельности. Ситуация успеха, которая возникает при таком виде
самостоятельной деятельности пробуждает в них дополнительный интерес к
дальнейшему изучению нового материала и закреплению ранее изученного.
Уже
многого удалось достичь, но ещё больше вершин впереди. Очень точно и метко об
учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его
слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не
видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда
хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в
самом себе, только в сознании величия своего дела».
Я счастливый человек, потому что профессия моя
– это радость общения с детьми. Это
моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах
ребятишек.
Да,
я счастливый человек, потому что утром с
радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с детьми, коллегами –
моими единомышленниками, живущими со мной в
одном ритме жизни. А вечером,
усталая, но счастливая, иду домой, где
меня ждет моя
семья.
И
снова я буду продолжать думать о школе, строить планы, что надо сделать еще, и еще…
Взлетев
к вершинам мастерства
Поймёшь,
что есть ещё высоты,
Всего
ты не достиг пока,
И
будут новые полёты.